Советский учёный, врач, академик Иосиф Кассирский (1898-1971) совершил множество открытий в гематологии, химиотерапии, кардиологии, которые актуальны и сегодня. Его научные труды признаны в международном медицинском сообществе. Кассирский много лет проработал в Центральной больнице им. Семашко на Лосиноостровской улице (сейчас частное медучреждение).
Служил в Первой Конной
«Свистели осенние ветры, песчаные смерчи то и дело налетали на эскадроны. От пыли и горького запаха полыни и у коня, и у седока пересыхали губы, песок слепил глаза», — так описывал Иосиф Кассирский свою службу полковым врачом во время Гражданской войны. Сначала студента медицинского факультета Томского университета мобилизовали в армию Колчака, откуда он вскоре бежал. Как писал сын учёного Генрих Кассирский, «ускакав вместе со своим фельдшером в степь на лошади, он рисковал нарваться на разъезд белых, что означало расстрел на месте. Но встретился разъезд красных».
Иосиф Кассирский попал в войска под командованием Михаила Фрунзе. Затем бригада, в которую его назначили полковым врачом, вошла в состав легендарной Первой Конной. Поход против белогвардейцев в южных степях, изнурительный переход через Муджогарские перевалы (Уральские горы в Казахстане), бои на Дону, затем 1200-километровый марш на Киев, на борьбу с польскими интервентами.
Кассирский писал, что за год службы ему приходилось быть и хирургом, и зубным врачом, и эпидемиологом.
Игла Кассирского
Под таким названием в 1930-х годах вошёл в историю мировой медицины инструмент для взятия пробы костного мозга. Молодой врач усовершенствовал уже существовавшую иглу специальным щитком, предотвращающим возможность повреждения аорты или других сосудов при проколе кости. Метод диагностики болезней с помощью иглы Кассирского стал использоваться во всех клиниках мира.
По воспоминаниям его учеников, Иосиф Кассирский совмещал научную работу с практикой и того же требовал от сотрудников. «Безрукость была не в почёте: пункции вен, плевры, грудины, органов, спинномозгового канала надо было уметь делать самому», — говорил об учёном академик, гематолог Андрей Воробьёв. Кассирский был блестящим диагностом. Его вызывали на консилиумы к самым сложным пациентам. При неясном диагнозе перед мысленным взором, признавался он, проходили десятки больных с похожими симптомами.
Ближайшие друзья — Вишневская и Ростропович
Иосиф Кассирский обладал безграничным кругозором. Знал три языка, прекрасно разбирался в литературе, играл на флейте. Окончив гимназию с золотой медалью, он, не сумев сделать выбор между двумя увлечениями, поступил в университет сразу на два факультета — медицинский и филологический. И успешно учился на обоих! Пока такое совмещение не запретили. Среди друзей дома Кассирских были знаменитые литераторы, музыканты, артисты. Многие из них по шутливой традиции оставили свои автографы на скатерти. Среди них Самуил Маршак и Корней Чуковский, Дмитрий Шостакович и Александра Пахмутова, Фаина Раневская и Галина Волчек. И самые близкие друзья — Галина Вишневская и Мстислав Ростропович.
Известно, что в день прощания с Иосифом Кассирским Мстислав Ростропович попросил на некоторое время оставить его одного в зале с покойным и долго играл в память о друге на виолончели.
Дарил свои открытия ученикам
За несколько десятилетий Иосиф Кассирский написал десятки научных трудов, научно-популярных статей и прозаических произведений, создал свою медицинскую школу, щедро даря свои открытия и наработки ученикам. Считается, что практически каждый гематолог в России учился у Иосифа Кассирского: слушал его лекции, занимался по его учебникам. А среди записей учёного о том, каким должен быть врач, есть чеховская цитата: «Профессия врача — это подвиг, он требует самоутверждения, чистоты души и чистоты помыслов. Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически».