За два последних года в Москве почти на 12% снизилось число смертей из-за отравления психоактивными веществами. Такие данные привёл на пресс-конференции главный внештатный нарколог Департамента здравоохранения столицы Евгений Брюн. Стратегия антинаркотической политики, утверждённая указом президента осенью 2020 года, уже даёт результат в Москве.
Мальчишка из Измайлова
Молодой житель 3-й Парковой улицы Валерий (имя изменено) рос в благополучной семье. Но его самого с детства тянуло на приключения. Он попробовал сигареты уже в 10 лет.
— Хотелось казаться крутым, чтобы меня взяли в компанию старшие ребята, — объясняет он. — Скоро я уже не мог обходиться без курева. А потом — и без игровых автоматов. Шёл 2007 год. Поразительно, но двенадцатилетнему Валере тогда улыбнулась удача: он выиграл крупную сумму. Мальчишка стал самым крутым в своей компании. Стал выпивать. К 9-му классу дело дошло до наркотиков.
Валерий не погиб только благодаря увлечению спортом: футбол, волейбол, плавание, хоккей, лыжи. Он сумел получить высшее образование и женился. В семье родилась дочь. Но периодически всё равно случались срывы — то игра, то наркотики.
— Сейчас я понимаю, что моя склонность к зависимости всё время искала лазейки, — говорит Валерий. — Я часто проигрывал деньги, увяз в кредитах и займах. Мои родные жалели меня и покрывали эти долги.
Проиграл двушку
Жена Валерия тревожилась больше всех. Она прошла курс для созависимых (членов семьи зависимых людей) и могла грамотно оценивать ситуацию. Но настал момент, когда Валерий проиграл сумму, эквивалентную стоимости двухкомнатной квартиры. Неудачливый игрок всерьёз задумался о суициде. Но в итоге просто сбежал в Испанию, чтобы заново построить там свою жизнь.
— В первый же день я попал на большой католический праздник: по городу несли скульптуру Богоматери, — вспоминает Валерий. — Я стоял со слезами на глазах и молил: «Я не знаю, что мне делать, помоги мне, пожалуйста!»
Но вскоре и там он оказался в компании наркоманов. К счастью, через несколько дней Валерию сообщили, что и близкие, и даже работодатель готовы ему помочь и просят пройти лечение.
В декабре прошлого года Валерий стал участником программы Реабилитационного центра наркологии в подмосковном Ступине. Он организован как санаторий: в окружении соснового леса, с возможностью не только получать психологическую помощь, но и лечиться у профильных специалистов, заниматься в театральной студии и в других кружках. Для москвичей участие в программе полностью бесплатное.
Валерий пролечился там три месяца, научился блокировать свои разрушительные порывы. — Кредитор согласился на постепенный возврат долга, — говорит Валерий. — Попав в программу, я стал понимать, что могу жить счастливо и справляться с этими трудностями. Валерий вернулся на прежнюю работу. Его дочке три года, и она в папе души не чает.
— Я отказался от всех зависимостей, даже бросил курить, — делится он. — Теперь участвую в программе реабилитации в качестве волонтёра, помогаю другим людям выбраться из беды.
Безопасных наркотиков не бывает
— Когда новичкам предлагают запрещённые вещества, то рассказывают, будто это безопасный способ получения удовольствия, от которого можно отказаться в любой момент, — рассказывает Виктор Трофимов, заведующий отделением реабилитации 4-го наркологического диспансера ВАО.
— Но они не догадываются, что уже на этапе «пробы» формируется зависимость. Затем наступает изменение сознания, все интересы заключаются в желании вновь получить испытанное удовольствие. Мы постоянно рассказываем молодёжи, что безопасных психотропных веществ не существует: все они разрушают личность и здоровье.