У радиотехника Ивана Стёпина с Перовской улицы дома целый музей радиоприёмников и проигрывателей времён СССР — около четырёх десятков. Коллекционирует он их с юных лет. Как родилась коллекция и какие аппараты считались самыми модными у наших соотечественников в 1950-70-х годах прошлого века, Иван рассказал корреспонденту «ВО».
Солженицын и Новгородцев
Дедушка Ивана радиоприёмники всегда чинил сам. А внук смотрел. С тех пор он и полюбил старинную ламповую технику, с которой возится до сего дня.
— Первым у меня появился проигрыватель «Вега-106». Я его нашёл на антресолях, когда готовил квартиру дедушки с бабушкой к ремонту, — вспоминает Иван. — Привёл в порядок и даже добавил функцию — чтобы можно было слушать старые патефонные пластинки на 78 оборотов. Тогда, кстати, и стал собирать винтажные пластинки. Потом уже были приставка «Нота», радиола «Сакта» — её сосед нашёл на помойке и отдал Ивану, — другие аппараты.
Иван вспоминает, что путём несложного тюнинга (например, длиннющий провод на карнизе штор, концом вставленный в антенное гнездо) можно было добиться того, что приёмник начинал вполне сносно брать чужеземные «голоса». Тут тебе и Солженицын, и Сева Новгородцев. Многие слушали. А если у кого-то радиолы не было, они могли из зависти и кляузу написать: мол, сосед по ночам спать не даёт — «Голос Америки» слушает.
Автограф на пластинке
Радиолы были хороши ещё и тем, что можно было слушать пластинки. Только вот сами «пласты», особенно с импортной музыкой, бы ли страшным дефицитом и приобретались у спекулянтов, на жаргоне — «спеков» или «сусликов», потому что головой во все стороны вертели, опасаясь милиции или дружинников. Наказание могло быть очень неприятным. Например, опер в отделении милиции просто брал и расписывался гвоздём на пластинке. А в другом случае отобранные кассеты с Высоцким просто сломали.
— Диск гигант фирмы «Мелодия» с записью зарубежной рок-группы стоил 10-15 рублей, а то и дороже, — вспоминает Иван. — А про импорт и вовсе говорить страшно: десятки рублей!
Для себя и для друзей
Практически все приёмники, которые стоят у Ивана дома, — рабочие. Он самостоятельно ремонтирует винтажную радиотехнику. Что-то оставляет себе на память, что-то дарит друзьям, но никогда не продаёт. По его мнению, такой техникой должны обладать только знающие люди, коллекционеры. Говорит, что качество звука у лампового приёмника с ручной настройкой не уступает «цифре» — современному радио.
А уж с шуршанием иглы по винилу и вовсе никакой плеер не сравнится!