Елена Серебрякова — культуролог. Почти 10 лет она прожила в Бразилии, основала там Ассоциацию русской культуры. Но пришлось вернуться на родину: бразильский климат оказался не для неё. Сейчас работает в библиотеке №77 на Средней Первомайской улице. О своей жизни в тропической стране Елена рассказала «ВО».
Переехала по любви
В 2012 году Елена встретила Родриго.
— Мы познакомились в Москве. Родриго — историк, доктор наук, тогда он как раз писал докторскую по истории русского авангарда, — вспоминает она. — Помню, как при знакомстве я удивилась его светлой коже — бразильца в нём выдавали только буйные чёрные кудри.
Уже в 2013 году Елена и Родриго поженились, и она переехала в Рио-де-Жанейро. Кто мог знать, что потом и Родриго переедет вместе с женой — в Москву…
У многих Бразилия ассоциируется с пышными карнавалами. Длятся они вовсе не четыре дня, как считается официально, а около месяца. Начинаются примерно за полторы недели до главного празднества и заканчиваются сильно после.
— В эти ночи улицы Рио заполнены людьми: веселятся, чокаются бутылками вина, играют на музыкальных инструментах. Многие молодые пары даже расстаются перед такими карнавалами, а потом сходятся снова, чтобы никакие обязательства не мешали им праздновать, таков обычай, — уверяет Елена.
Подростки-грабители из фавел
Как культуролог и основательница Ассоциации русской культуры Елена Серебрякова часто выступала на бразильском телевидении. В 2018 году она даже стала героиней самого известного в Бразилии ток-шоу Encontro com Fatima Bernardes — «Встреча с Фатимой Бернардес».
— Накануне я как раз говорила мужу, что очень хотела бы попасть в эфир. Он, конечно, посмеялся. Но вскоре раздался телефонный звонок: меня пригласили стать героем программы, — вспоминает Елена.
На шоу москвичку расспрашивали о нашей стране, о её климате, об уровне преступности.
— В Бразилии он очень высокий, — говорит Елена. — По улице нельзя идти с телефоном в руках. Ограбят вас не взрослые, а десяти-четырнадцатилетние подростки из фавел, то есть трущоб. В Рио-де-Жанейро, например, они занимают две трети города. С подростками-грабителями полиция даже не связывается, всё равно они быстро убегут в свои бедные районы и там их уже не найдут.
Именно так и ограбили
саму Елену. Она разговаривала по телефону во время прогулки, а навстречу шла компания подростков.
— Тогда я ещё плохо знала португальский, — признаётся она. — И когда мне приставили нож к горлу, даже не поняла, чего от меня хотят. Потом безропотно отдала телефон. С тех пор телефоном я пользовалась только в аптеках и магазинах.
Бразильская правнучка русского классика
Елене повезло познакомиться с Татьяной Юрьевной Лесковой — балериной, участницей знаменитых дягилевских «Русских сезонов», одной из основательниц балетной школы Бразилии, правнучкой писателя Николая Лескова.
— В книге Александра Васильева «Красота в изгнании» я прочитала, что Татьяна Юрьевна живёт в Рио. Позвонила своей подруге, а у той случайно оказался её номер. Как же я переживала перед первым звонком! — рассказывает культуролог. — Татьяна Юрьевна родилась и почти всю жизнь прожила во Франции, но ответила на чистом русском без какого-либо намёка на акцент. И сразу же пригласила меня к себе. Так мы сдружились, она даже стала крёстной моего сына Юры.
В 1985 году Татьяне Лесковой довелось впервые побывать в Орле, в доме-музее своего прадеда. В Россию она смогла попасть только в качестве почётного гостя международного конкурса артистов балета.
— В 2011 году она вернулась в Орёл, чтобы передать семейные реликвии — письма прадеда, перстень с александритом и семейную икону, которой он благословлял на брак её деда, — рассказывает Елена.
Жива Татьяна Юрьевна по сей день: в декабре прошлого года она отметила 100-летний юбилей.