Тишина, много зелени, заросший сорняками пустырь, валяющиеся обломки старых футбольных ворот… Так выглядел до недавнего времени стадион «Фрезер» в Кусковском лесопарке.
Однажды я встретил здесь пожилого мужчину. Разговорились. Он, как и я, с детства болел за столичное «Торпедо». Мужчина, подойдя к поляне, задумчиво сказал: «А здесь когдато Эдик Стрельцов начинал. Я всегда, когда прохожу мимо, кепку снимаю. Перед Эдиком. Гений был, футбольный бог».
Футбол «на льду»
Вот как легендарный футболист вспоминал своё детство:
«Оглянуться не успел — только гоняли мы мяч на опилках (у нас во дворе в Перове ледник был, лёд засыпали опилками, потом его увозили, и освобождалось поле для игры), а уже и за детскую команду «Фрезера» ставят, бутсы надел. Вроде недавно совсем чуть мать на меня кричала, что я футболом ботинки разбил, в которых в детский сад хожу, а вот уже она в курсе всех наших торпедовских дел и, когда я домой после игры возвращаюсь, отчитывает меня не хуже тренера: чего это я всю игру на месте отстоял?»
На заводе «Фрезер» работали отец и мать Эдуарда. Да и сам он после 7-го класса устроился туда слесарем-лекальщиком. С 10 лет Эдик играл за детскую команду на том самом стадионе. Бегал до 16 лет, пока его не заметили тренеры «Торпедо».
В автозаводской команде Стрельцов отыграл всю жизнь. Хотя его звали и в ЦСКА, и в «Динамо», даже за рубеж. Говорили, что армейцы очень хотели видеть у себя Стрельцова вместе с другим замечательным футболистом «Торпедо» и сборной СССР Валентином Ивановым. За переход им якобы обещали по просторной двухкомнатной квартире. Они отказывали. Конечно, ЦСКА мог решить вопрос проще, призвав Эдуарда в армию, но у Стрельцова с детства было плоскостопие.
Неожиданный поворот
В футболе он успел многое: стал заслуженным мастером спорта, был чемпионом страны, в составе нашей сборной победил на Олимпийских играх 1956 года. Правда, золотой медали он тогда не получил: в финале главный тренер Гавриил Качалин неожиданно вместо Стрельцова выпустил Никиту Симоняна. После матча Симонян решил отдать своё золото Стрельцову, но тот отказался. «Мол, я ещё молодой, — рассказывал Симонян. — У меня всё впереди и таких наград будет много». Возможно, что так бы и случилось, если бы не трагический поворот в судьбе Стрельцова.
Шёл 1958 год. Друзья пригласили его на дачу. Там были и девушки, вниманием которых Эдуард никогда не был обделён. Утром следующего дня Стрельцова, а также двух других известных футболистов — Огонькова и Татушина, — арестовали по обвинению в изнасиловании.
По поводу приговора говорили разное. Что, мол, Стрельцов стал слишком популярен, а его поведение шло вразрез с принципами морали советского человека. Что его не простила тогдашний министр культуры Екатерина Фурцева, которая хотела видеть Эдуарда в женихах своей дочери, а Стрельцов якобы отказал. Словом, его признали виновным и приговорили к 12 годам лишения свободы. А спустя пять лет освободили досрочно.
Соперникам мстил голами
— Эдик вернулся в «Торпедо» в 1965-м, и в тот сезон мы стали чемпионами Советского Союза, — рассказал «ВО» заслуженный мастер спорта СССР, заслуженный тренер РСФСР Анзор Кавазашвили, который тогда защищал ворота «Торпедо». — В «Торпедо», кстати, ему не сразу разрешили играть. Только в чемпионате завода ЗИЛ за один из цехов, куда он устроился слесарем. Но секретарь парткома ЗИЛа Аркадий Иванович Вольский добился-таки, чтобы Эдику разрешили выступать. Футболистом Стрельцов остался очень хорошим. На поле продолжал царить. Соперники боялись нанести ему травму. Эдик не любил, когда его били по ногам. Тогда он мстил голами.
А какой гол он организовал в финале Кубка СССР 1968 года! Какой пас выдал Юре Савченко! Пяткой, не глядя. Мяч прошёл между ног защитника, и Юре оставалось только положить его в ворота.
Болельщики встречали стоя
Он был настоящим народным кумиром. На игре в Горьком (ныне Нижний Новгород) болельщики узнали сидевшего на трибуне Эдика и принялись скандировать «Стрельцо-ва! Стрель-цо-ва!», а потом стали жечь газеты. В перерыве к торпедовцам в раздевалку прибежал один из руководителей Горьковского автозавода: «Ребята, если вы не выпустите Стрельцова, они сожгут стадион!» И когда во втором тайме Эдуард появился на поле, трибуны встретили его стоя.
Играть он закончил в 1970 году из-за травмы. Провёл более 200 матчей, забил 99 мячей. С учётом вынужденного перерыва событие для нашего футбола уникальное. Он родился 21 июля, а ушёл в ночь с 21-го на 22-е. Ему было всего 53 года.
…На «Фрезере» сейчас работают строители: начался капремонт. После обращений жителей стадиону решили подарить новую жизнь, превратить его в многофункциональный спортивный кластер.