Зачем архитектор Владимиров «спрятал» кирпич: История и жизнь пяти оригинальных зданий на территории ВАО

Среди нескольких тысяч зданий на территории Восточного округа есть, однако, уникальные, штучные изделия. Без них округ сильно потерял бы в самобытности. Оценить красоту пяти уникальных строений помогла нам Ирина Стрельникова, автор познавательно-экскурсионного проекта «Совсем Другой Город».

1) Дом культуры имени И.В.Русакова
Памятник советского авангарда — рабочий клуб коммунальников им. Русакова — был построен в 1927-1929 годах архитектором Константином Мельниковым. Внешние формы клуба напоминают части шестерёнки. Это три консольных выступа, вмещавших трибуны амфитеатра. Такая объёмная конструкция позволяла варьировать места для зрителей. Подвесные аудитории отделялись от зала с помощью передвижных стен, приводимых в движение электромоторами.
Сейчас здесь располагается Театр Романа Виктюка.

2) Дом культуры завода «Компрессор»
Дом культуры завода «Компрессор» был спроектирован архитектором Владимиром Владимировым в тех же годах, что и рабочий клуб коммунальников. Изюминка в том, что геометрические формы Дома культуры создают впечатление железобетонной конструкции, тогда как строение на самом деле кирпичное.
— Те, кому не повезло, вынуждены были стыдливо камуфлировать свой «сиротский» кирпич под «роскошный» бетон, создавая хотя бы иллюзию, — рассказывает Ирина Стрельникова. — Так поступил и конструктивист Владимиров. Толстый слой штукатурки скрывал швы кирпичной кладки. Благодаря этому складывалось впечатление, что дом каркасный.
Сейчас в здании располагаются несколько магазинов.

3) Московский электроламповый завод
Московский электроламповый завод — яркий образец краснокирпичной промышленной готики, популярной в начале XX века.
Здание было спроектировано в 1914-1917 годах архитектором Георгием Евлановым, учеником и помощником знаменитого Романа Клейна, построившего универмаг «Мюр и Мерилиз» (нынешний ЦУМ).
— Очень часто для заводских зданий в это время в качестве образца для подражания бралась именно английская готика. Это и понятно: станки для заводов выписывали в основном из Англии, и таким образом соблюдалось стилистическое единство, — объясняет Ирина Стрельникова.
Строение возводилось для товарищества русско-французских заводов «Проводник», производивших изделия из резины и каучука. В 1920-х завод перепрофилировали — тогда там и стали выпускать электрические лампочки вместо шин.

4) Кинотеатр «Родина»
Памятник архитектуры в стиле ар-деко — кинотеатр «Родина» — построил архитектор Виктор Калмыков в 1937-1938 годах.
— На Западе ар-деко — вполне самостоятельный стиль, а у нас скорее вынужденный, промежуточный между фактически запрещённым в 1934 году авангардом и ещё не возникшей сталинской неоклассикой, — рассказывает Ирина Стрельникова.
Изначально планировалось, что здание будет приподнято над землёй на столбах. Но не случилось. В итоге на здании появился причудливый декор (что было бы невозможно в эпоху авангарда): ренессансный балкон на боковом фасаде, не вполне сохранившаяся асимметричная декоративная башенка-бельведер в правом углу крыши, нарядные капители с красными звёздами.

5) Преображенский кремль
Преображенский кремль — староверческий монастырский комплекс на Преображенском Валу, получивший такое название за сходство стены с Кремлёвской. Здесь располагается духовный центр староверов, построенный для общины в XVIII веке.
Кремль принадлежит самому строгому и радикальному течению в старой вере — беспоповцам. Псевдоготические постройки женского и мужского монастырей иногда ошибочно приписывают архитектору Василию Баженову, построившему Царицыно. На самом деле комплекс спроектировал Фёдор Соколов.
— Псевдоготика, с лёгкой руки Баженова вошедшая в моду в конце XVIII века, совсем не похожа на традиционные русские дониконовские храмы. Однако староверы приняли архитектурное новаторство в храмостроительстве, — говорит Ирина Стрельникова.

Яна СОРОКА

Наверх